Казалось бы, ответить на этот
вопрос можно просто: поступает в школу.
Но это иллюзия простоты. Есть дети,
которые, обучаясь в первом и даже во
втором, третьем классе, остаются
дошкольниками. А есть и такие, что,
поступив в школу, теряют черты дошкольника,
но по-настоящему в школьников так и не
превращаются. Разница между дошкольником
и школьником - не внешняя, а внутренняя,
психологическая. И определяется она
тем, как ребенок относится к другим
людям - взрослым, сверстникам, к заданиям,
которые он выполняет, и тем, насколько
развиты у него психические качества,
необходимые для систематического
усвоения знаний.
Для начала попробуем набросать
психологический портрет младшего
школьника, и не просто школьника, а, так
сказать, идеального школьника, то есть
ребенка, который любит ходить в школу,
успешно учится и, главное, под влиянием
обучения успешно продвигается в своем
умственном развитии. И первое, что нас
интересует, - это отношение ребенка к
школе, учению, учителю, сверстникам, то
есть так называемая "позиция школьника",
по определению известного психолога
Л.И.Божович. Школа - это особое место,
где учат и учатся, то есть делают важное,
необходимое и почетное дело. Учиться -
это не то, что играть. Ты все время узнаешь
что-то новое, становишься старше и умнее.
И все понимают, что твоя учеба - это как
папина работа, к ней надо относиться
всерьез. Поэтому, когда тебе задали
урок, ты имеешь право попросить, чтобы
выключили радио, телевизор, чтобы тебе
не мешали работать. И хорошо, когда
задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь,
что к тебе относятся всерьез. Учитель
- самый знающий, самый уважаемый человек.
То, что он говорит, всегда правильно и
обязательно для всех. Он справедливый,
любит всех детей одинаково. Отметку
ставит за то, что ты знаешь и как
стараешься. Очень приятно получать
пятерки, но, если это не всегда получается,
значит, надо стараться больше и в конце
концов обязательно получится. Самые
лучшие дети в классе - это те, кто выполняет
школьные правила, старательно учится
и помогает товарищам...
Чувствуете, что у нас начал
вырисовываться некий эталон "ученика",
на которого остается только молиться
учителям и родителям... Ничего не
поделаешь, это и есть позиция школьника
в ее "чистом" виде. Да и в самом деле
многие младшие школьники достаточно
явно ее придерживаются, нередко удивляя
родителей своим педантизмом в соблюдении
школьных установлений. Но пойдем дальше
в составлении задуманного портрета.
Что еще должно войти в психологический
портрет воображаемого отличника?
Конечно, на уроках он весь внимание. Не
ерзает, не болтает с соседом по парте и
уж во всяком случае не вскакивает с
места и не отправляется гулять по классу.
Нет у него в парте и любимого зайчонка
или маленькой машинки, которую время
от времени можно потихоньку покатать
взад-вперед. Ведь, во-первых, что может
быть для него важнее, чем рассказ
учительницы, а во-вторых, он уже научился
управлять собой, быть внимательным, не
отвлекаться, даже если рядом происходит
что-то необычное (например, сосед лезет
под парту искать укатившуюся ручку).
Это - произвольность поведения. Она
сказывается во всем - в сосредоточенности
внимания, в умении следить за ходом
рассуждений учителя и других детей,
своевременно выполнять указания,
действовать в соответствии с правилами,
целенаправленно заучивать заданное.
Но одной произвольности недостаточно.
Ведь нужно не только слушать, но и
понимать то, что рассказывает учитель,
не только внимательно читать учебник,
но и представлять себе то, о чем в нем
написано, не только запоминать правила,
но и соображать, как их можно применить
в том или другом случае. А значит - не
обойтись без развитого восприятия,
мышления, воображения, обеспечивающих
сознательное усвоение и применение
школьных знаний. Их тоже необходимо
включить в портрет, особо подчеркнув
логическое мышление - умение сопоставлять
факты, последовательно рассуждать,
делать выводы. Пожалуй, на этом можно
было бы и закончить, если бы ребенок мог
продержаться только на сознательности
и произвольности. Практически это
невозможно, и на помощь приходит интерес
к самому учебному материалу - к тому,
как жили люди в старину, как они живут
в разных странах, к миру животных, к
причинам, порождающим явления природы,
и к тайнам математических вычислений.
А теперь обратимся к типичному
дошкольнику и посмотрим, в какой мере
он соответствует требованиям, предъявляемым
к "идеальному" ученику. Позиция
дошкольника основана на совсем ином
отношении к окружающим людям и своим
собственным занятиям, чем позиция
школьника. Мама и папа тебя любят, прощают
тебе шалости и капризы и уж во всяком
случае не будут ругать, если ты нечаянно
разбил чашку. Конечно, бывает, что они
сердятся и даже наказывают, потому что
обижаются на тебя, но все это легко
исправить: стоит только, даже если ты
всерьез набезобразничал, сказать: "Я
больше не буду", чтобы тебя простили.
Конечно, им, взрослым, хорошо: им все
можно, а вот тебе почему-то многое
запрещается. Детский сад - место, где
играют. Занятия - это тоже игра: приходит
Петрушка и просит помочь ему посчитать,
сколько нужно чашечек, чтобы напоить
чаем всех кукол. А если ты чего-нибудь
не понял, сделал не так, тебя все равно
похвалят - ведь ты старался. Елена
Петровна, воспитательница, - как мама,
только ей труднее: детей много, а она
одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей
надо сочувствовать, слушаться, не слишком
шуметь. Вместе с тем, вполне возможно,
что жизнь заготовила для этих детей
немало чудесных сюрпризов, и потому
было бы несправедливо обрекать их на
скучное, ограниченное существование,
в то время как совсем небольшие усилия
со стороны родителей, несложные
специальные занятия, неожиданный подход
к тому или иному делу, могут сделать
ребенка многогранной личностью, что в
будущем откроет перед ним все возможные
двери.
Комментариев нет:
Отправить комментарий